Жан де Лафонтен  


А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Формализм

Завет (Б. Ньюмен)Формализм, в переводе с латинского означает относящийся к форме.

  1. Общее понятие формализма определяется как предпочтение формы, а не содержания в разнообразных сферах жизнедеятельности человека. В искусстве он используется для показа истинной чистой формы как основного художественного элемента. Обнаруживает себя в следовании этикету и ритуалам, даже в тех случаях, когда это абсолютно неважно, в преклонении перед законом.
  2. В истории искусства данное направление рассматривается как концепция, утверждающая, что произведения искусства тем ценнее художественно, чем лучше и изящнее их форма и способ изготовления. В живописи формализм проявляется в ярко выраженных элементах композиции, например, в линиях, цветах, изгибах, в отличие от реализма, который превозносил содержание. Основным принципом формализма является независимость от контекста, причин создания произведения или настроения автора. Все, что требуется для восприятия предмета искусства сосредоточено, в нем самом.

Авиньонские девицы (П. Пикассо)Формализм проявлялся в академизме девятнадцатого века, но основное свое распространение получил в кубизме, кубофутуризме, дадаизме, леттризме, абстрактном искусстве двадцатого века. Так же в таких направлениях, как «поп-арт», «оп-арт», «антитеатр» и «театр абсурда». Возникновение формалистических тенденций связано с психологическими установками, появляющимися у какой-либо социальной группы в силу общественных условий. Эти установки вызывают противопоставление искусства реальным человеческим интересам и связаны с буржуазным сознанием.

Для всех направлений, в которых присутствует формализм, характерны общие признаки – это акцент на непохожесть действительности и искусства, несоответствие формы и содержания, признание формы самостоятельной. Формализм отталкивается от ложной идеи о «практической незаинтересованности» деятельности искусства и неконтролируемости ее разумом, идеализации эстетического понимания искусства, которое, по мнению формалистов, не зависит от общественных идей и жизненных интересов и социальных явлений, а поэтому напрямую связано с «игрой чистых форм».

Неокантианская эстетика, концепции К. Фидлера и Э. Ганслика, Р. Фрая, Г. Рида попытались теоретически обосновать формализм. Они понимали искусство, как метод образования истинных эстетических ценностей, абсолютно не связанных с политическим, нравственным и практическим содержанием.

Несмотря на то, что в некоторых тенденциях формализма отвергается капиталистическое общество, в большинстве формалистических произведений прослеживается связь с буржуазной и мелкобуржуазной идеологией.

Сказка (Х. Хофман)
Сказка.
Х. Хофман.

Элегия памяти Испанской республики №154 (Р. Мазервел)
Элегия памяти Испанской республики №154.
Р. Мазервел.

Англичанин в Москве (К.С. Малевич)
Англичанин в Москве.
К.С. Малевич. 1914 г.



А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я