Жан де Лафонтен  


А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Филигрань


Жар-птица (филигрань) Филигрань (по-итальянск. filigrana, от латин. слов filum — нитка и granum — зерно, так же называют сканью) – один из типичных способов художественной обработки металла. Техника филиграни формируется в глубокой древности. И с тех времён она почти не изменилась. Жгутик, скрученный из двух или нескольких золотых, медных или серебряных проволочек, и называется филигранью (или сканью).

Через ряд отверстий в стальной пластине, которая закреплена на волочильном станке или в тисках, пропускается гладкая проволочка. Протянутая через вальцы проволока становится плоской ленточкой.

Предварительный рисунок создаётся на бумаге. Далее по нему выкладывается контур будущего узора. Собранные таким образом детали посыпаются измельчённым сплавом золота или серебра с цветными металлами (припоем). Под действием огня они спаиваются в ажурный узор.

В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, а может приобретать форму рельефа. Филигрань дополняется зернью – металлическими мелкими шариками, которые обогащают изделие и вносят пластическую игру. Такая техника создаёт бесчисленное множество вариантов соединения зерни с филигранью, создания великолепных растительных и геометрических орнаментов, в сочетании с гладкими металлами и камнями.

Икона Божией Матери (М.А. Рожкова, скань и эмаль)

Техника скани начала использоваться в Киевской Руси с девятого – десятого веков. В то время витую проволоку ещё не применяли в производстве, а использовали зерни.

Изделия двенадцатого – тринадцатого веков характеризуются высоким качеством. В это время начинают чаще использовать технологию напайной, а с тринадцатого века – рельефной и ажурной филиграни. В производстве начинают применять камни.

В начале четырнадцатого века мастера начинают обогащать филигранный орнамент цветной мастикой. А в пятнадцатом и шестнадцатом веках мастику заменяет яркая разноцветная эмаль.

Эмаль и скань стали применять вместе, используя их для изготовления изделий и декорирования бытовых предметов. Применялись самые разные материалы: эмаль, резная кость, дерево, драгоценные камни. Самыми известными филигранными мастерами того времени были Амвросий и Иван Фомин.

В восемнадцатом – девятнадцатом веках изделия, декорированные филигранью, создавались во многих российских художественных мастерских. В производстве начинают использовать перламутр и хрусталь.

Шкатулка Иней (филигрань, Ковригина З.Г.)

С девятнадцатого века в значительных масштабах развивается промышленность. Начинают применяться самые разные технологии. На фабриках производится церковная утварь, посуда, туалетные принадлежности.

В период советской власти филигрань начинает широко использоваться в художественной промышленности: изделия Мстёрской художественной фабрики «Ювелир» во Владимирской области (с 1937 года), Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Ереванского ювелирного завода и т. д.


Гарнитур Кораллы (Ю. Маланчук)
Гарнитур Кораллы.
Ю. Маланчук.

Выставка Ю. Маланчук (филигрань)
Выставка Ю. Маланчук. Филигрань.

Шапка Мономаха (Ю. Маланчук)
Шапка Мономаха.
Ю. Маланчук.



А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я