Жан де Лафонтен  
Японский тюнинг - доставим на дом: тюнинг ниссан навара.
Главная > Произведения > Басни > Демокрит и Абдериты

Демокрит и Абдериты (Democrite et les Abderitains)

Демокрит и Абдериты (Гранвиль)
"Демокрит и Абдериты".
Художник Гранвиль.
Тур. 1897 г.

Гиппократ
Гиппократ.Прорисовка
с античного бюста.

Демокрит и Абдериты (Ж. Давид)
"Демокрит и Абдериты".
Художник Ж. Давид.
Париж. XIX в.

Демокрит
Демокрит.Прорисовка
с античного бюста.

Демокрит и Абдериты (Г. Доре)
"Демокрит и Абдериты".
Художник Г. Доре.
XIX в.

Бессмысленную чернь я презирал всегда.
Какою мелкою, пустой, несправедливой
Она мне кажется тогда,
Когда все меряет своею меркой лживой
И судит по себе достоинства в другом.
Все это Демокрит познал во дни былые:
Безумцем ведь его сочли умы пустые.
Презренная толпа! Да, впрочем, странно ль то?
В отечестве своем ведь не пророк никто.
Глупцы все эти люди были,
А Демокрит — мудрец из мудрецов.
И что же наконец? Безумцы снарядили
Гонцов,
Чтоб Гиппократа те к больному пригласили
Его рассудок исцелить.
В слезах и голосом убитым
Гонцы так стали говорить:
«Безумье властвует отныне Демокритом!
Да, чтение с ума свело его, поверь,
И что ж? Не более мы чтим его теперь.
Число миров, толкует, бесконечно,
И, может быть, они полны
Бесчисленных существ, подобных мне. Так вечно
Он бредит и еще другие видит сны:
Каких-то атомов сюда же приплетает,
Невидимых фантомов, он,
И с места не сходя мечтает
Измерить небосклон,
Вселенную познать, себя не сознавая...
Он прежде хоть с людьми беседовать умел,
Теперь толкует он с собой лишь. Возрастая,
Безумье перешло предел!
Приди, божественный из смертных!..»
Этой речи
Не верил Гиппократ, но все ж пустился в путь.
Подчас какие в жизни встречи
Устраивает рок! Он пожелал столкнуть
Друг с другом мудрецов нежданно.
В тот миг, как Демокрит трудился неустанно
Над самой важною из всех своих идей:
Где у животных и людей,
В сердцах или в мозгу, таится ум? —
Философ
Сидел под деревом тенистым, над ручьем,
О мышленье томясь тревогою вопросов;
Лежала груда книг кругом,
И, погружаяся, как и всегда, в их чтенье,
Он не заметил друга приближенья.
Конечно, краток был привет друзей моих:
Не тратят мудрецы часов в речах пустых.
Про разум и людей друзья потолковали
И перешли к морали...
Мне не к чему писать о речи той,
Что мудрецы вели между собой:
Довольно, кажется, рассказанного мной,
Чтоб видеть, что народ — судья, увы, негодный!
Тогда какая ж правда есть
В словах, что мне пришлось прочесть,
Где Божиим зовется глас народный?

Перевод П. Порфирова.


Сюжет басни заимствован из писем Гиппократа. Абдеры — родина философа Демокрита, небольшой городок, жители которого славились туповатостью.

Истоками написания басни «Демокрит и Абдериты» для Лафонтена стала история, возникшая из переписки Гиппократа. В одном из писем другу великий врачеватель поведал о том, как жители Абдер обратились к нему за помощью в излечении Демокрита, которого единогласно признали сумашедшим. Однако Гиппократ назвал безумными Абдеритов, а не мыслителя. Почти анекдотический случай послужил основой для создания басни, которая отличается краткой, но емкой идей: народ и личность. Произведение начинается таким образом, что автор изначально дает свою оценку, эмоционально парирует толпе, осмелившейся осуждать «достоинства в другом». Он поражен, что Демокрит признан безумцем. Лафонтен искренне парирует и обличает глупцов, осмелившихся замахнуться на Величие Ума. Демокрита Лафонтен называет мудрецом из мудрецов. Поэт искренне удручен, что в «отечестве своем» пророка нет, и «презренная толпа» смеет называть великого философа больным.

Безумство Демокрита – в его суждениях. Мыслитель, по мнению Абдеритов, говорит о бесконечности миров, существовании «каких то атомов», мечтает «измерить небосклон», познать Вселенную, видит сны, в которых существуют бесчисленные существа, подобные людям. Не сумашествие ли это? Демокритом властвует безумье! Пределом стало то, что Демокрит перестал нуждаться в собеседниках, отныне он толкует сам с собой! Мелодика звучания рифмованных строк достигает апогея. Нежелание Демокрита беседовать с людьми, как «раньше он умел», окончательно убеждает жителей Абдер в сумашествии философа. Абдериты обращаются к Гиппократу со словами «Приди, божественный из смертных!» Их просьба в одном: излечение Демокрита.

Великий врачеватель отправился в Абдеры. Его цель – не лечить, разобраться. Гиппократ застал Демокрита под «деревом тенистым» с грудой «книг кругом». Философ размышляет, где ум таится у «животных и людей, в сердцах или в мозгу». Он погружен в свои мысли. Два мудреца потолковали «и перешли к морали». И Лафонтен не пишет более того, что называет народ - судьей негодным. Краткость вывода – итог богатый: можно ли глас народа Божьим называть?

В басне не раз сопоставляются слова «мудрец» и «народ». Вернее будет назвать слова «толпа», «мыслитель». Они плохо сочетаются. Демокрит и Гиппократ рассуждают о разуме, о людях. Лафонтен не скрывает своего осуждения, обличающих слов. Недаром мораль басни автор практически раскрывает нам с первых строк. «Бессмысленная чернь» судит других, оценивает по своим меркам, которые баснописец называет лживыми. Презренная толпа – «умы пустые». Только поэтому мысли великого Демокрита пугают, будоражат, не дают покоя. Не проще ли назвать его безумцем? Гиппократ, не тратя пустых речей, гневно опровергает слова Абдеритов только лишь своей встречей с великим Демокритом, беседой с ним.

Лафонтен призывает не быть бессмысленными, несправедливыми, мелкими в своих суждениях, отношениях к другим. Гневно парирует короткими, ярко звучащими фразами, в каждой из них заключена особая мысль, собственное суждение.


Члены тела и Желудок (Ж.-Б. Удри)

Члены тела и Желудок (Ж. Давид)

Члены тела и Желудок (Гранвиль)