Жан де Лафонтен  
мониторинг транспорта москва
Главная > Произведения > Басни > Эзопово объяснение одного завещания

Эзопово объяснение одного завещания (Testament explique par Esope). Страница 1

1-2-3

Эзопово объяснение одного завещания (Удри)
«Эзопово объяснение
одного завещания».
Художник Ж.-Б. Удри

Баснописец Эзоп
Баснописец Эзоп.
Античный бюст

Если верить тому, что Эзоп говорил
(Он умнейшим средь граждан считался,
И за мудрость у греков оракулом слыл:
Всяк с советом к нему обращался),
Вот одна из историй. Ее кто прочтет,
Занимательной, верно, найдет.

Один богач имел трех взрослых дочерей,
Различных по характерам. Кокеткой
Одна взросла в семье своей,
Другая — пьяницей, а третья — домоседкой,
Скупой, расчетливой. Отец,
О смертном часе помышляя,
Законам следуя, как истинный делец,
Духовную составил, оставляя
Имущество свое трем дочерям
По равным трем частям;
Жене ж своей лишь то, что каждая даст дочь,
Когда своим добром владеть не будет мочь.
Вот умер он. Все тотчас поспешили
Узнать, кого и чем он наделил.
Когда же завещанье вскрыли,
Неясный смысл его невольно всех смутил.
Что матери возможно дать,
Когда своим добром не будешь обладать?
Что в завещании хотел сказать отец?
Напрасно думали и мудрый, и глупец.
Вот судьи собрались, устроили совет
И головы свои ломали;
Но как слова ни толковали, —
Все в завещанье смысла нет.

 

Лафонтен часто вспоминает имя Эзопа. В своих баснях он не раз прибегает к сюжетным линиям, заимствованным из литературного наследия древнегреческого баснописца. История о завещании, которое мудро и справедливо истолковал Эзоп, еще раз убеждает в том, насколько Лафонтен чтит и уважает память о великом поэте и философе Древней Греции.

Когда-то жил богач, «имел трех взрослых дочерей». Но добродетель обошла их стороной, у каждой девушки был свой порок. Одна – кокетка, другая – пьяница, а третья – жадная, расчетливая девица.

Когда пришел час умереть, богач задумался, как разделить имущество и деньги. По завещанию от оставлял три равных части дочерям, «жене ж своей лишь то, что каждая даст дочь, когда своим добром владеть не будет мочь». Глава семьи покинул этот свет.

Собрались судьи, устроили совет. Никто не может разобраться, что хотел сказать отец, в чем завещанья смысл? Наконец раздел устроен. По судебному решению каждая сестра теперь владеет своей долей.

Кокетке дом достался весь, в нем обстановка, конюшня с чудными рысаками, многочисленная прислуга. У пьяницы в распоряжении оказались «буфеты, погреба с вином», прислужники-рабы. А жадной дочери отдали «сады и лес, луга и нивы» - сельский обиход. Наследницы довольны, ведь они получили то, о чем мечтали.

Народ Афин восхищен мудрым решением судей. Но не Эзоп. Он, не скрывая, назвал итог раздела лишенным здравой мысли. Мудрец искренне возмущен тем, что «бедную вдову на голод обрекли!», а ведь хозяин завещанья хотел не этого, он был бы возмущен.

Эзоп делит имущество по-другому. Добро он разделяет так, что дочери получают доли вразрез их наклонностей и пороков. Теперь кокетка владеет винами и медом, домоседка безделушками, а пьянице отходит сельский обиход. Теперь их доли стали «не своими». Они бескорыстно делятся с матерью наследством. Когда же девушки выходят замуж, они и вовсе отказались от наследства.

«Сумел один Эзоп лишь разгадать в чем было дело». Граждане Афин в который раз убедились в мудрости великого сородича.

Эзопово объяснение одного завещания
«Эзопово объяснение одного завещания».
Париж. 1842 г.

1-2-3



Лягушка и Вол (Гранвиль)

Мельник, его Сын и Осел (Г. Доре)

Иллюстрация к басне Лягушка и Вол