Жан де Лафонтен  
Главная > Иллюстрации > Французские иллюстраторы басен Лафонтена

Гранвиль (1803-1847)

Французский художник иллюстратор Жан Иньяс Изидор Гранвиль (Jean-Ignace Isidore Grandville; настоящая фамилия Жерар (Gerard)) вслед за отцом взял в качестве псевдонима сценическое имя предков.

В 21 год он приезжает из родного города Нанси в Париж, где вскоре публикует несколько сборников литографий. Но настоящую известность ему принес сборник «Метаморфозы», где люди представлены в образе животных в качестве персонажей различных сцен «Человеческой комедии». Некоторые литографии этой серии были запрещены цензурой, усмотревшей в них политико-сатирический подтекст. После успеха «Метаморфоз» Гранвиль начинает сотрудничать с несколькими газетами как политический карикатурист. Публика с восторгом принимает его творения, в отличие от властей, узнающих себя в этих нелицеприятных образах.

В 1835 году власти принимают закон, сделавший публикацию карикатур практически невозможной, и тогда Гранвиль посвящает себя иллюстрированию книг. Среди наиболее заметных его работ следует отметить рисунки к сочинениям Бальзака, Беранже, Жана-Пьера Флориана, «Дон Кихоту» Сервантеса, «Путешествиям Гулливера» Свифта, «Робинзону Крузо» Дефо и, конечно, к басням Жана де Лафонтена.

Иллюстрируя басни Лафонтена, Гранвиль остался верен себе: люди изображены в образах животных, и на первый план выходит сатирический и юмористический аспект происходящего.

Лисица и Аист Цикада и Муравьиха

«Лисица и Аист»

Художник искусно представил два эпизода басни одновременно: на скатерти стола изображена первая сцена, когда лисица угощала журавля жидкой похлебкой, поданной на тарелке.

 

«Цикада и Муравьиха»

Действие происходит на фоне снежного пейзажа. Цикада несет гитару наперевес и, по всей видимости, обращается за помощью к муравьихе, представленной в образе домохозяйки, но получает отказ.


Городская и полевая Крысы (Ф. Лорио)

Городская и полевая Крысы (Ф. Лорио)

Городская и полевая Крысы (Ф. Лорио)