Гадальщицы (Les Devineresses). Страница 2
1-2
 «Гадальщицы». Художник Гранвиль. Тур. 1897 г.
|
 «Гадальщицы». Художник Ж. Давид. Париж. XIX в.
|
И дама знатная, лакеи, господа — Весь город к ней спешит с несокрушимой верой — Чердак считается Сивиллиной пещерой. Напрасно женщина твердила господам: «Смеяться вам угодно, что ли? Я кое-как обучена складам, Где ж мне предсказывать?» Пришлось ей против воли Гадать, предсказывать являвшимся гостям, И зарабатывать количество дукатов, Превосходящее доход двух адвокатов. Ей обстановка помогла: Указывали стул трехногий и метла На шабаш ведьм и превращенья; Предсказывая истину, никак Нельзя доверья ждать в приличном помещенье. В гадалке — мода на чердак, Гадалку первую постигло огорченье.
Все дело в вывеске везде. Однажды стряпчего увидел я в суде, Одетого небрежно, и гурьбою Доходные клиенты шли к нему, За то, что он напоминал собою Лицо известное. Спросите — почему?
Перевод О. Чуминой |
Поводом к сочинению этой басни послужили Лафонтену два современных громких процесса, в которых публику особенно интересовали фигурировавшие в нем гадалки и отравительницы.
|
|
Находясь в поиске истины и знаков судьбы, люди подчас начинают верить во всякие чудеса. Действительно, приняв за атрибуты магии старую обстановку чердачного помещения, в котором раньше жила ворожея, люди не уставали приходить и требовать у нового жильца предсказать их судьбу, даже не вникая, кто перед ними и дано ли ему это божественное дарование. Обманутые будут обмануты, как говорили древние. Автор делает предположение, что все дело в вывеске. Нею может быть и внешнее сходство, как в случае со стряпчим. Но самая главная мысль – что предыдущая гадалка также пострадала оттого, что истину люди не желают искать в приличном помещении. |
 «Гадальщицы». Художник Гюстав Доре. XIX в.
|
1-2
 Две Козы (Ж. Давид) |  Две Козы (Рисунок XIX в.) |  Две Козы (де Вимар) |