Жан де Лафонтен  

Гадальщицы (Les Devineresses). Страница 2

1-2

Гадальщицы (Гранвиль)
«Гадальщицы».
Художник Гранвиль.
Тур. 1897 г.

Гадальщицы (Ж. Давид)
«Гадальщицы».
Художник Ж. Давид.
Париж. XIX в.

И дама знатная, лакеи, господа —
Весь город к ней спешит с несокрушимой верой —
Чердак считается Сивиллиной пещерой.
Напрасно женщина твердила господам:
«Смеяться вам угодно, что ли?
Я кое-как обучена складам,
Где ж мне предсказывать?» Пришлось ей против воли
Гадать, предсказывать являвшимся гостям,
И зарабатывать количество дукатов,
Превосходящее доход двух адвокатов.
Ей обстановка помогла:
Указывали стул трехногий и метла
На шабаш ведьм и превращенья;
Предсказывая истину, никак
Нельзя доверья ждать в приличном помещенье.
В гадалке — мода на чердак,
Гадалку первую постигло огорченье.

Все дело в вывеске везде.
Однажды стряпчего увидел я в суде,
Одетого небрежно, и гурьбою
Доходные клиенты шли к нему,
За то, что он напоминал собою
Лицо известное. Спросите — почему?

Перевод  О. Чуминой


Поводом к сочинению этой басни послужили Лафонтену два современных громких процесса, в которых публику особенно интересовали фигурировавшие в нем гадалки и отравительницы.


Находясь в поиске истины и знаков судьбы, люди подчас начинают верить во всякие чудеса. Действительно, приняв за атрибуты магии старую обстановку чердачного помещения, в котором раньше жила ворожея, люди не уставали приходить и требовать у нового жильца предсказать их судьбу, даже не вникая, кто перед ними и дано ли ему это божественное дарование. Обманутые будут обмануты, как говорили древние. Автор делает предположение, что все дело в вывеске. Нею может быть и внешнее сходство, как в случае со стряпчим. Но самая главная мысль – что предыдущая гадалка также пострадала оттого, что истину люди не желают искать в приличном помещении.

Гадальщицы (Г. Доре)
«Гадальщицы».
Художник Гюстав Доре. XIX в.

1-2



Две Козы (Ж. Давид)

Две Козы (Рисунок XIX в.)

Две Козы (де Вимар)