|
Мартышка и Кот (Le Singe et le Chat)
 "Мартышка и Кот". Художник Е. Ламберт. Париж. 1914 г.
|
 "Мартышка и Кот". Художник Г. Доре. XIX в.
|
 "Мартышка и Кот". Художник Ж. Давид. Париж. XIX в.
|
Каштаны жарились в печи на угольках; Мартышка на полу перед огнем сидела И пристально на них глядела, А Кот лежал у ней в ногах. «Что, Васька, — говорит Мартышка, — Достань каштана два, так будешь молодец!»— «Да, лапу обожги! Нет, я ведь не глупец!»— «Э! Неженка какой! Трусишка! Трус! Трус!» Вскочил мой Кот, в дугу себя согнул, На лапки задние у печки приподнялся, Переднюю к каштанам протянул, Ожегся и назад подался; За дело принялся опять: То прочь ее, а там другою трогать станет, И вытащил он так уже каштанов пять. Каштаны Васька вынимает, Мартышка же их подбирает, Облупит, да и прямо в рот. Вдруг, на беду, слуга идет. Плутовка наутек; а кот не догадался, — Работою все занимался. Слуга на цыпочках к мошеннику подкрался, Да за уши схватил, и ну его таскать. Кот бедный от побой, как мертвый, протянулся, Насилу через час очнулся, И полно с той поры без пользы воровать. Мартышка вот умна: не обожглась, не бита, Сыта; А Васька глуп, так с ним случилася напасть, То ль дело для себя украсть!.. |
|
|
И снова незатейливый сюжет, в котором человеческие слабости и пороки обыгрывают животные, а история из жизни людей приобретает новые краски, оттенки, линии. Мартышка, сидя у огня, наблюдает за тем, как в печи жарятся каштаны. Но достать их оттуда предлагает Коту. Тот – «не глуп» и соглашается не сразу. Но после уговоров «вскочил… в дугу себя согнул… и лапу к углям протянул», обжегся, но не отступил, им овладел азарт. Васька, обжигаясь вытягивает горячие каштаны, которые тут же подбирает и ест Мартышка. Вдруг появляется Слуга, он застает Кота за «работой» и «ну его таскать», Васька насилу жив остался. Мартышка же и сыта и не бита. Лафонтен говорит о ней кратко, но точно: она умна. Моралью басни стал приговор автора Коту. Он глуп, ведь «то ли дело для себя украсть». Небольшое произведение баснописца точно и предельно сжато рассказывает, как одни могут пользоваться другими. Мартышка использует Кота , получает заветное лакомство, при этом она ничуть не считает себя обязанной ему, она просто идет к своей цели, достигает ее и оказывается победителем. Кот – прост, примитивен, недальновиден, Мартышка это понимает, поэтому Васька становится орудием в ее руках. Лафонтен с блеском обнажает порочность Мартышки: ее хитрость, коварство, жадность, неблагодарность на фоне бестолкового Кота. |
 "Мартышка и Кот". Художник Бушо. Париж. XIX в.
|
 "Мартышка и Кот ". Художник де Вимар. Тур. 1897 г.
|
 "Мартышка и Кот ". Художник Ж.-Б. Удри. Париж. 1914 г.
|  Заяц и Черепаха (Гранвиль) |  Заяц и Черепаха (Е. Ламберт) |  Заяц и Черепаха |
|
|
|