Жан де Лафонтен  
Главная > Произведения > Басни > Мартышка и Кот

Мартышка и Кот (Le Singe et le Chat)

Мартышка и Кот (Е. Ламберт)
"Мартышка и Кот".
Художник Е. Ламберт.
Париж. 1914 г.

Мартышка и Кот (Г. Доре)
"Мартышка и Кот".
Художник Г. Доре.
XIX в.

Мартышка и Кот (Ж. Давид)
"Мартышка и Кот".
Художник Ж. Давид.
Париж. XIX в.

Каштаны жарились в печи на угольках;
Мартышка на полу перед огнем сидела
И пристально на них глядела,
А Кот лежал у ней в ногах.
«Что, Васька, — говорит Мартышка, —
Достань каштана два, так будешь молодец!»—
«Да, лапу обожги! Нет, я ведь не глупец!»—
«Э! Неженка какой! Трусишка!
Трус! Трус!»
Вскочил мой Кот, в дугу себя согнул,
На лапки задние у печки приподнялся,
Переднюю к каштанам протянул,
Ожегся и назад подался;
За дело принялся опять:
То прочь ее, а там другою трогать станет,
И вытащил он так уже каштанов пять.
Каштаны Васька вынимает,
Мартышка же их подбирает,
Облупит, да и прямо в рот.
Вдруг, на беду, слуга идет.
Плутовка наутек; а кот не догадался, —
Работою все занимался.
Слуга на цыпочках к мошеннику подкрался,
Да за уши схватил, и ну его таскать.
Кот бедный от побой, как мертвый, протянулся,
Насилу через час очнулся,
И полно с той поры без пользы воровать.
Мартышка вот умна: не обожглась, не бита,
Сыта;
А Васька глуп, так с ним случилася напасть,
То ль дело для себя украсть!..




И снова незатейливый сюжет, в котором человеческие слабости и пороки обыгрывают животные, а история из жизни людей приобретает новые краски, оттенки, линии. Мартышка, сидя у огня, наблюдает за тем, как в печи жарятся каштаны. Но достать их оттуда предлагает Коту. Тот – «не глуп» и соглашается не сразу. Но после уговоров «вскочил… в дугу себя согнул… и лапу к углям протянул», обжегся, но не отступил, им овладел азарт. Васька, обжигаясь вытягивает горячие каштаны, которые тут же подбирает и ест Мартышка. Вдруг появляется Слуга, он застает Кота за «работой» и «ну его таскать», Васька насилу жив остался. Мартышка же и сыта и не бита. Лафонтен говорит о ней кратко, но точно: она умна. Моралью басни стал приговор автора Коту. Он глуп, ведь «то ли дело для себя украсть». Небольшое произведение баснописца точно и предельно сжато рассказывает, как одни могут пользоваться другими. Мартышка использует Кота , получает заветное лакомство, при этом она ничуть не считает себя обязанной ему, она просто идет к своей цели, достигает ее и оказывается победителем. Кот – прост, примитивен, недальновиден, Мартышка это понимает, поэтому Васька становится орудием в ее руках. Лафонтен с блеском обнажает порочность Мартышки: ее хитрость, коварство, жадность, неблагодарность на фоне бестолкового Кота.

Мартышка и Кот (Бушо)
"Мартышка и Кот".
Художник Бушо.
Париж. XIX в.

Мартышка и Кот (де Вимар)
"Мартышка и Кот ".
Художник де Вимар.
Тур. 1897 г.

Мартышка и Кот (Ж.-Б. Удри)
"Мартышка и Кот ".
Художник Ж.-Б. Удри.
Париж. 1914 г.


Заяц и Черепаха (Гранвиль)

Заяц и Черепаха (Е. Ламберт)

Заяц и Черепаха