Жан де Лафонтен  
Главная > Произведения > Басни > Ничего лишнего

Ничего лишнего (Rien de trop)

Ничего лишнего (Гранвиль)
"Ничего лишнего".
Художник Гранвиль.
Тур. 1897 г.

Ничего лишнего (Г. Доре)
"Ничего лишнего".
Художник Г. Доре.
XIX в.

Ничего лишнего (Ж. Давид)
"Ничего лишнего".
Художник Ж. Давид.
Париж. XIX в.

Не знаю я ни одного созданья,
Способного порыв свой удержать;
Природа требует порядка, воздержанья,
Но все его стремятся нарушать.
Порядка нет в хорошем и дурном:
Излишество вредит и делается злом.
Хлеба роскошные и травы луговые,
Родившись не в пример обильно, истощат
Поля и, взяв у них все соки, остальные
Растенья в этот год собою заглушат:
Погибнут овощи и плод в садах увянет,
И гибелью для всех травы излишек станет...
Чтоб уровнять посев, позволил овцам Бог
На поле и лугу излишек уничтожить;
Со всех пустилось стадо ног
На ноле и луга; чего поесть не может,
То беспощадно рвет
И, по полю носясь, все под ногами мнет.
Все уничтожили, помяли, съели.
Тогда, чтоб сократить обилие овец.
Волкам велел напасть на них Творец;
Но волки чуть их всех не съели.
Бог людям повелел за жадность наказать
Волков; и люди постарались:
Всю невоздержность их сумели показать
И смертью словно наслаждались.
Среди животных человек
Всех больше склонности к излишествам имеет.
Ведется так из века в век:
Всяк осуждать излишество умеет,
Но сделать и сказать — ведь не одно и то ж;
И грешны в этом все: от бедных до вельмож.

Перевод А. Зарина.


Из сборника басен Абстемия (см. примечание к басне "Совет Мышей").

В этом произведении Лафонтен, прежде всего, - философ. Он неустанно и последовательно проводит мысль о том, что излишества – порок. И он присущ любому, особенно касаясь Человека.

Начало басни – это закон в стихах, по которому «Природа требует порядка, воздержанья». Излишество – зло, которое вредит. Для примера Лафонтен упоминает «хлеба раскошные и травы луговые». Их изобилие заглушает рост других растений: овощей, фруктов. Чтоб изменить такой порядок, Бог позволил овцам уничтожить «на поле и лугу излишек». Однако бесчисленные отары, носясь по полю, вытоптали и помяли все, чего не съели. Тогда Бог решил уменьшить численность овец, для чего «волкам велел напасть на них», но «волки чуть их всех не съели». Создатель к людям обратился, чтоб те наказали хищников за жадность. Но волчья невоздержанность сменилась человеческой нанасытностью. И Лафонтен заключает, что человек «всех больше склонности к излишествам имеет». Так было испокон веков. Все осуждают сей порок, но «сделать и сказать» - совсем не одно и то же, по мнению баснописца. « И грешны в этом все: от бедных до вельмож». Короткий, но емкий итог завершает философскую мысль Лафонтена о слабостях и пороках, присущих миру Природы.


Герб Амбуаза

Заяц и Куропатка

Крыса и Слон (Вимар)