|
Ничего лишнего (Rien de trop)
 "Ничего лишнего". Художник Гранвиль. Тур. 1897 г.
|
 "Ничего лишнего". Художник Г. Доре. XIX в.
|
 "Ничего лишнего". Художник Ж. Давид. Париж. XIX в.
|
Не знаю я ни одного созданья, Способного порыв свой удержать; Природа требует порядка, воздержанья, Но все его стремятся нарушать. Порядка нет в хорошем и дурном: Излишество вредит и делается злом. Хлеба роскошные и травы луговые, Родившись не в пример обильно, истощат Поля и, взяв у них все соки, остальные Растенья в этот год собою заглушат: Погибнут овощи и плод в садах увянет, И гибелью для всех травы излишек станет... Чтоб уровнять посев, позволил овцам Бог На поле и лугу излишек уничтожить; Со всех пустилось стадо ног На ноле и луга; чего поесть не может, То беспощадно рвет И, по полю носясь, все под ногами мнет. Все уничтожили, помяли, съели. Тогда, чтоб сократить обилие овец. Волкам велел напасть на них Творец; Но волки чуть их всех не съели. Бог людям повелел за жадность наказать Волков; и люди постарались: Всю невоздержность их сумели показать И смертью словно наслаждались. Среди животных человек Всех больше склонности к излишествам имеет. Ведется так из века в век: Всяк осуждать излишество умеет, Но сделать и сказать — ведь не одно и то ж; И грешны в этом все: от бедных до вельмож.
Перевод А. Зарина. |
Из сборника басен Абстемия (см. примечание к басне "Совет Мышей").
|
|
В этом произведении Лафонтен, прежде всего, - философ. Он неустанно и последовательно проводит мысль о том, что излишества – порок. И он присущ любому, особенно касаясь Человека.
Начало басни – это закон в стихах, по которому «Природа требует порядка, воздержанья». Излишество – зло, которое вредит. Для примера Лафонтен упоминает «хлеба раскошные и травы луговые». Их изобилие заглушает рост других растений: овощей, фруктов. Чтоб изменить такой порядок, Бог позволил овцам уничтожить «на поле и лугу излишек». Однако бесчисленные отары, носясь по полю, вытоптали и помяли все, чего не съели. Тогда Бог решил уменьшить численность овец, для чего «волкам велел напасть на них», но «волки чуть их всех не съели». Создатель к людям обратился, чтоб те наказали хищников за жадность. Но волчья невоздержанность сменилась человеческой нанасытностью. И Лафонтен заключает, что человек «всех больше склонности к излишествам имеет». Так было испокон веков. Все осуждают сей порок, но «сделать и сказать» - совсем не одно и то же, по мнению баснописца. « И грешны в этом все: от бедных до вельмож». Короткий, но емкий итог завершает философскую мысль Лафонтена о слабостях и пороках, присущих миру Природы. |
 Герб Амбуаза |  Заяц и Куропатка |  Крыса и Слон (Вимар) |
|
|
|