Жан де Лафонтен  
для Land Rover Discovery Sport купить запчасти КПП и мотора
Главная > Произведения > Басни > Осел и Собака

Осел и Собака (L'Ane et le petit Chien)

Осел и Собака (Удри)
«Осел и Собака».
Художник Ж.-Б. Удри.
Париж. 1914 г.

Осел и Собака (Бушо)
«Осел и Собака».
Художник Бушо.
Париж. 1842 г.

Осел и Собака (Гранвиль)
«Осел и Собака».
Художник Гранвиль.
Тур. 1897 г.

Осел и Собака (А. Делире)
«Осел и Собака».
Художник Август Делире.

Зачем насиловать природу:
Себя нельзя переменить,
И неуклюжему уроду
Едва ль возможно ловким быть.
Однако редко тот, кого судьба ласкает,
Врожденный свой талант умело применяет.
Пускай не служит вам образчиком Осел,
Который ради полученья
Хозяйского расположенья
К хозяину ласкаться подошел.
Он про себя раздумывал: «Ужели
Собачку ждет и ласка, и хвала
За то лишь, что она с хозяйкою мила?
Меня же, бедного Осла,
Побои только ждут; обидно, в самом деле.
А в сущности, что делает она?
Лишь лапку подает — вот весь талант собачки.
За что ей сыплются хозяйские подачки?
Работа эта, право, не трудна,
И если только в этом дело,
Его я выполню умело».
Проникнутый намереньем таким,
Осел к хозяину подходит неуклюже,
Копытом стоптанным своим
Его ласкает и к тому же
Еще ревет, да как! Мелодией такой
Он скрасить, знать, хотел поступок дерзкий свой.
«Ого! вот нежности! Эй, палку мне скорее! —
Хозяин закричал. — Запел ты невпопад!»
Пришлось запеть Ослу совсем на новый лад
И положить конец своей плохой затее.

Перевод  В. Мазуркевича.


Заимствована у Эзопа.

Вот первые строки басни и на поверхности появляется ничем не прикрытая главная мысль автора. Лафонтен укоряет: «Зачем насиловать природу», поясняя: «Себя нельзя переменить». Примером и образчиком баснописец выбирает Осла. Тот давно завидует Собаке, чья работа заключается лишь в том, что «она с хозяйкою мила». За это полагается и ласка, и хвала. Осла же ждут побои только. «Обидно, в самом деле». Подумаешь, талант!? Рассуждая так, Осел приходит к выводу, что он и сам может умело выполнить эту несложную работу. Ведь весь талант Собаки – только лапу подавать. Окончательно убедив себя в этом, Осел неуклюже подошел к Хозяину, попробовал приласкать его своим стоптанных копытом, а чтобы скрасить свой дерзкий поступок, взревел, да как! Но хозяин вскрикнул: «Вот нежности! Эй, палку мне скорее! Запел ты невпопад!». Затея закончилась плачевно. «Пришлось запеть Ослу совсем на новый лад». Лафонтен предупреждал еще сначала, что «неуклюжему уроду едва ль возможно ловким быть». Но баснописец добавляет, что и тот, кому даны таланты, не так уж часто их умело применяют.

Осел и Собака (Ф. Шово)
Иллюстрация к басне
«Осел и Собака».
Художник Франсуа Шово.

Осел и Собака (Г. Доре)
Иллюстрация к басне
«Осел и Собака».
Художник Гюстав Доре.

Осел и Собака (Ж. Давид)
«Осел и Собака».
Художник Ж. Давид.
Париж. 1842 г.



Шершни и Пчёлы

Павлин, жалующийся Юноне (Ф. Шово)

Городская и полевая крысы (Е. Ламберт)