Жан де Лафонтен  
Главная > Произведения > Басни > Осел со священной ношей

Осел со священной ношей (L'Ane portant des reliques)

Осел со священной ношей (Е. Ламберт)
«Осел со священной ношей».
Художник Е. Ламберт.
Париж. 1914 г.

Осел со священной ношей (Удри)
«Осел со священной ношей».
Художник Ж.-Б. Удри.

Нередко люди чтят лишь сан или одежду
И сыпят почести на крупного невежду.

Так, раз попал в неслыханную честь
Осел какой-то заурядный:
Случилося ему в процессии парадной
На собственной спине предмет священный несть.
Вот мой Осел заважничал, зазнался,
И видя, как кругом весь набожный народ
В священном трепете во прах пред ним склонялся
И дым курильниц к небу поднимался,
Отнес к себе великий сей почет
И стал уже мечтать, как наравне с богами
Отныне будет жить он в золоченом храме,
И возвеличит сим весь свой ослиный род.
Но некий человек, Осла увидев заблужденье,
Сказал ему смеясь: «Тщеславное творенье!
Лишь только ношу ты до места донесешь,
Как тотчас же, поверь, в свой прежний хлев пойдешь».

Перевод  Г-т


Заимствована из басен Эзопа. На русский язык басню перевел Сумароков («Надутый гордостью Осел»). К ней близки по содержанию также басни Измайлова «Осел и Конь» и Хемницера «Осел в уборе».


Встречаются в обществе люди, которые по долгу службы или по судьбе связаны с почитаемыми ценностями или служат великим людям. Так вот они в силу своего невежества приписывают себе славу и почести, с которыми сталкивается их работодатель. Об этом в басне повествует автор, подразумевая под личиной осла такие человеческие качества, как глупость и скудоумие. В басне, без меры загордившемуся от лежащей на нем ноше ослу, указывают на его настоящее место и роль во всем происходящем. Мораль заключается в том, что каждому полагаются почести и похвалы, но только за наши дела и поступки.

Осел со священной ношей (Гранвиль)
«Осел со священной ношей».
Художник Гранвиль.
Тур. 1897 г.

Осел со священной ношей (Г. Доре)
«Осел со священной ношей».
Художник Гюстав Доре.

Осел со священной ношей (Вимар)
«Осел со священной ношей».
Художник де Вимар.
Тур. 1897 г.



Два Человека и Клад (Ж.-Б. Удри)

Тирсис и Амаранта (Удри)

Д. Бокаччо. Неизвестный художник.