Жан де Лафонтен  

Ссора (La Discorde)

Ссора (Удри)
«Ссора».
Художник Ж.-Б. Удри.

Ссора (Ж. Давид)
«Ссора».
Художник Ж. Давид.
Париж. 1842 г.

Ссора (Г. Доре)
«Ссора».
Художник Гюстав Доре.
XIX в.

Гера и Афродита
Гера и Афродита,
которая держит в руке
яблоко с надписью
«Прекраснейшей»,
присужденное ей Парисом.
Рисунок с античной вазы
«Суд Париса»
.

Ссора (Гранвиль)
«Ссора».
Художник Гранвиль.
Тур. 1897 г.

Лишь из-за яблока внесла
В семью богов раздор богиня Ссора,
Однако ж скоро
С небес за это изгнана была.
Богиню человек пустил к своим пенатам
И принял радостно в свой дом;
«Мое-твое» богине был отцом,
«Ни так ни эдак» был ей братом;
Они явились на землю втроем.
И вот богиня с ними вместе
Нас удостаивает чести
Остаться здесь у нас
Навек, а не на час,
И предпочесть всем антиподам,
Необразованным народам
И темным, грубым дикарям:
Без мэров и попов вступают в браки там, —
А потому, коль молвить смело,
Там Ссоре было б мало дела.
Но чтоб могла она повсюду поспевать,
Молва взялась любезно
Ей сообщать,
Где Ссора может быть полезна.
Будь это тризна или пир,
Туда сейчас же Ссора поспешала,
Предупреждая Мир,
И в пламя искру раздувала.
Приходится бывать богине там и тут;
Но наконец Молва всем плачется тревожно,
Что Ссору отыскать отныне невозможно:
Ее на части рвут;
А при работе беспрестанной
Нельзя ей не иметь квартиры постоянной,
Чтоб все могли бы знать,
Куда за Ссорой посылать.
Найти убежище скорее
Ей стоило немалого труда,—
И вот в корчме у Гименея
Осталась Ссора навсегда.

 


Богиня Ссора изгнана с небес: она внесла раздор в мир богов. Но Ссора быстро нашла новое пристанище, человек радостно принял ее в своем доме. У Ссоры есть родня. «Мое – твое» богине был отцом, «ни так, ни эдак» был ей братом». Втроем они остались на земле навечно. Не стала Ссора оставаться у тех людей, кого Лафонтен называет «темными, грубыми дикарями», ведь там вступают в браки без попов и мэров. А, значит, у этого необразованного народа богине было б мало дел. Она решила быть у тех, кто создал семьи. У Ссоры уйма дел теперь. Молва ей сообщает адреса, куда спешить и в этом доме, предупреждая Мир, богиня из искры раздора раздувает пламя человеческих страстей. Работа закипела, даже Молва теперь плачет о том, что разыскать богиню Ссору «отныне невозможно: ее на части рвут». Теперь навеки Ссора поселилась в земной «корчме у Гименея». Там, где семья, там Ссоре хорошо.

Лафонтен мастерски утонченно рассказывает о том, что Ссора – поистине человеческое несчастье, особенно горькое от того, что часто оно происходит в семье, где живут родные близкие люди. Он будто жалеет человека за то, что тот по доброте своей позволил поселиться в доме этой беде. Но это лишь сарказм. Недаром автор говорит о том, что Ссору рвут на части, а Молва – помощница богини. Лафонтен беспощаден, называя людей гостеприимными хозяевами для порочной семьи Ссоры.


Иллюстрация к басне Лев на ловле

Две Козы (Ж. Давид)

Две Козы (Рисунок XIX в.)