Жан де Лафонтен  
Главная > Произведения > Басни > Ссора Собак с Кошками и Кошек с Мышами

Ссора Собак с Кошками и Кошек с Мышами

La querelle des Chiens et des Chats, et celle des Chats et des Souris

Ссора Собак с Кошками и Кошек с Мышами (Гранвиль)
"Ссора Собак с Кошками
и Кошек с Мышами".
Художник Гранвиль.
Тур. 1897 г.

Ссора Собак с Кошками и Кошек с Мышами (де Вимар)
"Ссора Собак с Кошками
и Кошек с Мышами".
Художник де Вимар.
Тур. 1897 г.

Ссора Собак с Кошками и Кошек с Мышами (Ж. Давид)
"Ссора Собак с Кошками
и Кошек с Мышами".
Художник Ж. Давид.
Париж. XIX в.

Ссора Собак с Кошками и Кошек с Мышами (Г. Доре)
"Ссора Собак с Кошками
и Кошек с Мышами".
Художник Г. Доре.
XIX в.

Ссора Собак с Кошками и Кошек с Мышами
"Ссора Собак с Кошками
и Кошек с Мышами".
Художник Г. Доре.
XIX в.

Вражда всегда царила во вселенной,
Тому примеров — тьма кругом.
Стихии, подтвержденье в том,
Враждуют вечно, неизменно.
Но, кроме них, земные все творенья
Ведут борьбу. Среди людей,
Из поколенья в поколенье,
Вражда все яростней и злей.

Когда-то в общем помещеньи
Собрали Кошек и Собак.
Ни ссор, ни ругани, ни драк
Меж ними не было. Уменье
Хозяин дома проявил:
Он время все распределил
Для сна, еды, гулянья и забав,
А для порядка и расправ
Он пригрозил кнутом побить в любую пору
За всякую пустую ссору.
И вот, не зная ссор и драк,
Сплотилася семья из Кошек и Собак.
Примером дружба их была для всех кругом,
Но скоро кончилась она великим злом.
Никто не знает, что причиной ссоры было:
Кусок ли лакомый иль пара бранных слов
(Был слух, причиной послужило
Внимание ко псам во время их родов).
Какая б ни была причина, ссора эта
Поссорила полсвета.
Кто защищал Собак, кто Кошек, и скандал
Поднял на ноги весь квартал.
Юристы, вспомнивши хозяина уставы,
Решили, что все Кошки правы
И что Собак должно арестовать.
Тут в споре бросились устав искать.
Устава нет как нет,
Пропал его и след.
И вдруг узнали, что устав
Исчез, мышей добычей став.
Другое дело заварилось:
Мышам объявлена война,
И масса Кошек устремилась
В амбары, ярости полна.
Ловки, хитры и злы, мышей они ловили
И беспощадно всех душили.

Начну теперь опять сначала.
Под небесами не бывало,
Чтобы живая тварь на суше иль в воде
Не знала бы врага. Вражда царит везде.
Борьба без отдыха. Закон природы в том;
Причины этому нам не понять умом.
Все хорошо, что сделал Бог, — я знаю,
А больше ничего не понимаю.
Да знаю я, что часто, спором вздорным
Начатая, вражда кончается грозой...
О, люди! Вас и в возрасте преклонном,
Не худо поучать спасительной лозой!...



В этой басне Лафонтен искренне сетует на то, что весь наш мир создан из вражды. Борьбу за выживание ведут стихии и творения живые. «Среди людей из поколенья в поколенье, вражда все яростней и злей».

Автор обращается к истории, в которой жили мирно Кошки и Собаки. У них был один дом, общий хозяин, но при этом все было мирно, тихо, не случалось «ни ссор, ни ругани, ни драк». Такую жизнь создал хозяин. Он придумал Устав, в котором строго выделил то время, когда пора гулять, играть, спать или есть, а за непослушанье «пригрозил кнутом побить в любую пору за всякую пустую ссору». Все было хорошо, но дружба Кошек и Собак закончилась великим злом. Что стало причиной, не помнит уж никто, но «ссора эта поссорила полсвета». Был суд, который постановил, что Собаки должны быть арестованы, ведь они нарушили Устав человека, однако сам свод законов исчез, его стянули мыши. «Другое дело заварилось: мышам объявлена война, и масса Кошек устремилась в амбары, ярости полна».

Лафонтен заключает: «Вражда царит везде. Борьба без отдыха. Закон природы в том». Автор понимает, что все это придумано свыше, он сразу оговаривается, что сделанное Богом – это хорошо, но он не хочет соглашаться с тем, что вздорные споры приводят к непримиримой вражде, несущей за собой грозные последствия. Лафонтен обращается к людям: «Вас и в возрасте преклонном не худо поучать спасительной лозой!», намекая на то, что человек просто обязан, в отличие от мира животных, проявлять благоразумие во всем.


Заяц и Лягушки (Ф. Шово)

Заяц и Лягушки (Ж. Удри)

Оракул и Безбожник (Г. Доре)