Жан де Лафонтен  
Главная > Статьи > Творчество Лафонтена

Творчество Лафонтена

Жан де Лафонтен Имя Жака де Лафонтена прославлено его знаменитыми баснями. Однако Лафонтен был не только баснописцем, но и значительным поэтом XVII столетия, писавшим в разных жанрах. Не было такого жанра, в котором Лафонтен не пробовал бы свои силы. Героическая поэма-идиллия «Адонис» поражает лиричностью изображения природы, любви и разлуки. Лафонтен возрождает некоторые забытые жанры: баллада, рондо, послание, обновляет лексику, избегая условности и манерности.

В период с 1665 по 1685 гг. были написаны знаменитые «Сказки и рассказы в стихах». Лафонтен заимствует сюжеты у писателей античности и Возрождения. Лафонтену близок оптимистический дух Возрождения. В духе ренессансных традиций он изобличает укоренившееся в нравах лицемерие. Лафонтен с весёлым озорством обращается к эротической тематике Возрождения для борьбы с лицемерным аскетизмом. Он изображает распутство духовенства, злоупотребления в суде, разложение семейных связей, самоуправство помещиков. В целом темы бытовые и любовные преобладают над общественно-политическими. Книга имела большой успех у современников Лафонтена.

Перу писателя принадлежит и галантно-мифологический роман «Любовь Психеи и Купидона» (1669), Лафонтен был зачинателем жанра научно-описательной поэмы (поэма «Хина»), в которой осуждаются устарелые методы лечения лихорадки. Лафонтен написал несколько комедий и либретто для лирических опер.

Но при этом в историю искусства Лафонтен вошёл прежде всего как автор басен. Басни Лафонтена изложены в шести книгах. Материал для басен баснописец почерпнул у своих предшественников: Эзопа, Федра, индийца Бидпая, а также у соотечественников – Марии Французской, Клемана Маро, Матюрена Ренье. Но известную уже историю Лафонтен каждый раз рассказывает живо и оригинально. Его интересует сюжет, герои, происходящие с ними события. Поучения и назидательность для него не главное, он часто превращает их в чистую условность. Этот момент выгодно отличает басни Лафонтена от предшествующей дидактической басни, в которой основной текст выступал лишь иллюстрацией к заключительному поучению. Кроме того Лафонтен наполнял традиционный старинный сюжет актуальным реально-бытовым материалом.

Басня Волк и Ягнёнок (Лафонтен ) В свои басни Лафонтен заложил глубокую философию, основанную на философии Гассенди. В них улавливаются мысли о том, что счастье – это умение примириться со своей судьбою, наслаждаясь земными и духовными радостями, а наслаждение – это состояние душевного равновесия.

Лафонтен против религиозного аскетизма, но призывает к власти над своими желаниями. Счастье – это умение наслаждаться и ярким лучом солнца, и вкусным обедом, и красивым новым платьем («Шарлатан»). Автор решительно против призрачного счастья, особенно если оно связано со стяжательством и накопительством («Молочница и горшок с молоком», «Священник и покойник»).

Лафонтеном создана целая галерея социальных типов. При этом он с добротой и сочувствием рисует тех, кто слаб и беззащитен. Именно им автор приписывает самые возвышенные чувства («Лев и крыса», «Голубь и муравей»). В баснях Лафонтена широко использованы фольклорные традиции.

Значительно расширив возможности басни как литературного жанра, Лафонтен предопределил дальнейшее её развитие в европейских литературах.