|
Ваятель и Статуя Юпитера (Le Statuaire et la Statue de Jupiter)
 "Ваятель и Статуя Юпитера". Художник К. Жирарде. Тур. XIX в.
|
 "Ваятель и Статуя Юпитера". Художник Ж. Давид. Париж. XIX в.
|
 "Ваятель и Статуя Юпитера". Художник Гранвиль. Тур. 1897 г.
|
Чудесный мрамор приобрел Один скульптор для изваянья. «Создам ли бога я, иль стол, Или сосуд для умыванья, — Он будет богом! Пусть в руках Перуны держит повелитель! Падите, смертные, во прах, — Вот над вселенною властитель!» Так дивно образ божества Рука скульптора изваяла, Что лишь речей недоставало Ему, по мненью большинства. И, говорят, едва Ваятель Окончил труд великий свой, Перед созданием — создатель Склонился первый же главой. С художником подвержен вместе Такой же слабости поэт: Страшится гнева он и мести Богов — им вызванных на свет! Не таковы ль бывают дети В невинных слабостях своих, Всего сильней страшась на свете Гнев пробудить у куклы их? За сердцем ум идет свободно: И так в былые времена Распространилась всенародно Везде язычества волна. Лелеют все свою химеру С глубокой нежностью отца, Пигмалион любил Венеру — Создание его резца. Мы все, насколько нам по силам, Даруем жизнь мечте своей; Мы любим ложь с безумным пылом, А к правде — льда мы холодней.
|
|
|
Сложное философское произведение Лафонтена, мораль которого заключена в следующих строках:
Мы все, насколько нам по силам, Даруем жизнь мечте своей; Мы любим ложь с безумным пылом, А к правде — льда мы холодней.
Автор здесь говорит об идолах, которых создаёт человечество и которым оно же и поклоняется, провозглашая своими же божествами. Он сравнивает такое явление с заблуждением ребёнка:
Не таковы ль бывают дети В невинных слабостях своих, Всего сильней страшась на свете Гнев пробудить у куклы их?
Произведение имеет и более символический смысл. Лафонтен говорит ещё и о том, что любовь к иллюзии зачастую настолько пленяет ум человека, что мы верим и любим эту иллюзию гораздо больше, чем правду. И человек зачастую теряется в мире иллюзий, и всю жизнь так и не решается взглянуть правде в глаза.
Эти философские размышления подчёркнуты автором ярким образом мраморного божества, созданного скульптором, который пред ним же и преклонился, не осознавая, что именно он является творцом и хозяином своего создания, а не наоборот.
Произведение написано сложной возвышенной лексикой, придающей ему особую величавость и торжественность.
Автор проводит исторические параллели, упоминая о том, что именно из-за такого обожествления идолов и возникло язычество. Упоминает легенду о Пигмалионе, который влюбился в созданную им статую. Подобными приёмами Лафонтен достигает высокого уровня обобщения. |
 Кот и старая Крыса (Г. Доре) |  «Мужчина средних лет и его две Возлюбленные».Художник Гранвиль. Тур. 1897 г. |  Змея и Пила (Е. Ламберт) |
|
|
|