Жан де Лафонтен  
Главная > Произведения > Басни > Заяц и Лягушки

Заяц и Лягушки (Le Lievre et les Grenouille)

Заяц и Лягушки (Ж. Удри)
«Заяц и Лягушки».
Художник Ж.-Б. Удри.
Париж. 1914 г.

Заяц и Лягушки (Г. Доре)
«Заяц и Лягушки».
Художник Гюстав Доре.
XIX в.

Заяц и Лягушки
Иллюстрация к басне
«Заяц и Лягушки».
Нью-Йорк ХIX в.

Заяц и Лягушки (Е. Ламберт)
«Заяц и Лягушки».
Художник Е. Ламберт.
Париж. 1914 г.

Заяц и Лягушки (Гранвиль)
Иллюстрация к басне
«Заяц и Лягушки».
Художник Гранвиль.

Заяц и Лягушки (Ж. Давид)
«Заяц и Лягушки».
Художник Ж. Давид
Париж. 1842 г.

Раз Заяц размышлял в укромном уголке
(В укромных уголках нет лучше развлеченья);
Томился Зайчик наш в тоске —
Печальны и робки все зайцы от рожденья.
«Ах, — думал он, — кто так пуглив, как я,
Тому на свете нет житья!
Спокойно не проглотишь и кусочка,
Ничто не радует, беды отвсюду ждешь,
Трясешься день, без сна проходит ночка —
И так весь век живешь...
Зачем же, скажут, ты так мечешься тревожно?
Да разве страх осилить можно?
Кто что ни говори, а я уверен в том,
Что даже людям он знаком».
Так Заяц размышлял, но размышлял с оглядкой.
Опасность чуял он со всех сторон;
Чуть листик шелохнет, чуть тень мелькнет, — и он
Уж трясся лихорадкой...
Вдруг наш зверек
Среди своих печальных размышлений
Услышал легкий шум... Без долгих рассуждений,
Что было мочи, он пустился наутек.
Не чуя ног, бежит — и добежал до пруда.
Что ж видит он? О, чудо!..
Лягушки от него к воде скорей бегут,
Лягушек дрожь берет, Лягушки скачут в пруд.
«Ого! — промолвил он. — Как пригляжуся,
Так в этой стороне
Таким же, как другие мне,
И сам я кой-кому кажуся.
Должно быть, я не так уж плох,
Коль мог произвести такой переполох.
Как! Я один сумел повергнуть их в смятенье!
Им чудится во мне
Призыв к войне!
Да, для меня теперь уж нет сомненья:
Как ты ни будь труслив, найдется, наконец,
Тот, перед кем и ты окажешься храбрец».

 

Перевод Н. Юрьина.


Содержание заимствовано у Эзопа. На русский язык басня переведена Сумароковым.


Когда нужно изобразить трусливого и пугливого человека, то для этой роли в баснях всегда выбирают зайца. Так и на этот раз, автор изображает муки зайца над своей природной трусостью, подразумевая, что и среди рода человеческого немало подобных представителей. Они всего боятся, и когда случается подобная ситуация в жизни, что они сами выступают в роли чьих то страхов, то это их приободряет. Так заяц считает себя в подобной ситуации храбрецом, обратившим в бегство лягушек. Мораль заключается в том, что можно осилить свой страх и тогда увидите, что есть и более пугливые люди, чем Вы.

Заяц и Лягушки (Адамард)
«Заяц и Лягушки».
Художник Адамард.
Париж. XIX в.

Заяц и Лягушки (Ф. Шово)
«Заяц и Лягушки».
Художник Франсуа Шово.
Гравюра. XVII в.



Бесхвостая Лисица (Удри)

Бесхвостая Лисица. Индийская миниатюра.

Бесхвостая Лисица (Гранвиль)